МБОУ СОШ № 32
г.Махачкала, Республика Дагестан
  • Готовимся к 2025-2026 учебному году

    Изменения в федеральных программах начального, основного и среднего образования с 1 сентября 2025 года — Приказ Минпросвещения №704

    В Министерстве юстиции России зарегистрирован приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 года № 704, который вносит изменения в федеральные основные общеобразовательные программы, вступающие в силу с 1 сентября 2025 года. Соответствующий документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

    В целях сокращения нагрузки на обучающихся определено максимальное количество контрольных и проверочных работ (в том числе ВПР). Оно не должно превышать 10% от всего объема учебного времени.

    Приказом закреплен перечень (кодификатор) проверяемых требований к метапредметным и предметным результатам освоения основных общеобразовательных программ при проведении федеральных и региональных процедур оценки качества образования.

    Программы синхронизированы с основным и единым государственными экзаменами: по каждому учебному предмету указан перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ и ЕГЭ.

    Также в программы внесено поурочное планирование по учебным предметам непосредственного применения. При этом у общеобразовательных организаций остается право по своему усмотрению использовать часы резервных уроков и определять место оценочных процедур в поурочном планировании и их количество, не превышающее установленных требований.

    Установлены изменения и в части учебных предметов «История» и «Обществознание».

    Так, с 1 сентября 2025 года в 5–7-х классах число часов, рекомендованных для изучения истории, составляет 3 часа в неделю: 5-й класс – 68 часов (всеобщая история), 34 часа (история нашего края); 6-й и 7-й классы – 28 часов (всеобщая история), 57 часов (история России), 17 часов (история нашего края). В 8–9-х классах изменения предусмотрены с 1 сентября 2026 года: для 8-х классов отводится 34 часа на всеобщую историю и 68 часов на историю России; для 9-х классов – 23 часа на всеобщую историю и 45 часов на историю России.

    С 1 сентября 2025 года – в 6–7-х классах обществознание не изучается; в 8–9-х классах число часов, рекомендованных для изучения предмета, остается без изменений. С 1 сентября 2026 года школьники начнут изучать обществознание только в 9-м классе.

    12 марта 2025 года Институт содержания и методов обучения проведет «Методическую среду ИСМО» по разъяснению требований приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 года № 704.

    Приказ Минпросвещения 704: изменения

    Минпросвещения России выпустило приказ от 9 октября 2024 года № 704, который внес изменения в федеральные образовательные программы. Эти изменения вступят в силу с 1 сентября 2025 года и направлены на снижение учебной нагрузки, повышение качества образования и улучшение планирования учебного процесса. Давайте разберемся, что это значит на практике.

    1) Во-первых, приказом установлено, что общее количество контрольных работ, включая всероссийские проверочные работы (ВПР), не должно превышать 10% от всего объема учебного времени. Это позволит избежать перегрузки учеников и сбалансировать учебные и проверочные мероприятия.

    • Длительность контрольной работы составляет от одного до двух уроков (не более чем 45 минут каждый).
    • Длительность практической работы, включая лабораторные, интерактивные и иные работы и не являющейся формой контроля, составляет один урок (не более чем 45 минут).

    2) Во-вторых, документом закреплен перечень проверяемых требований (кодификатор) к метапредметным и предметным результатам. Теперь четко определены критерии, по которым будет оцениваться успешность освоения программ, что позволит унифицировать процедуры оценки на федеральном и региональном уровнях. Так, например, определены критерии Познавательных УУД: логические действия, выявление закономерностей и установление причинно-следственных связей.

    3) Кроме того, программы обучения теперь синхронизированы с государственными экзаменами — ОГЭ и ЕГЭ. По каждому предмету выделен список элементов содержания, которые будут проверяться на экзаменах. В то же время у школ остается возможность корректировать поурочные планы в пределах установленных норм, определяя количество оценочных процедур и их расположение в расписании.

    4) В новом приказе Минпросвещения России представлено подробное поурочное планирование для каждого учебного предмета, что позволяет более четко структурировать процесс обучения. Теперь учителя могут следовать заранее утвержденным темам уроков, адаптированным к новому образовательному стандарту.
    Например, для русского языка в 5 классе предусмотрено следующее планирование:

    1. Богатство и выразительность русского языка.
    2. Лингвистика как наука о языке.
    3. Повторение орфографии: правописание гласных и согласных в корне (повторение пройденного в начальной школе).
    4. Повторение орфографии: правописание разделительного мягкого и твердого знаков.
    5. Повторение состава слова.
    6. Повторение морфологии: самостоятельные и служебные части речи.
    7. Повторение синтаксиса.
    8. Контрольная работа (повторение пройденного в начальной школе).
    9. Устная и письменная речь.
    10. Монолог, диалог, полилог.
    11. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо.
    12. Виды чтения.
    13. Виды аудирования.
    14. Речевой этикет.
    15. Обучающее сочинение (изложение).
    16. Понятие о тексте и т.д.

    Обществознание и история с 1 сентября 2025

    Изменения в изучении истории и обществознания с 1 сентября 2025 года будут следующими:
    5-й класс:

    • 68 часов будет выделено на изучение всеобщей истории.
    • 34 часа — на историю своего края.
      6-й класс:
    • 28 часов для изучения всеобщей истории.
    • 57 часов на изучение истории России.
    • 17 часов на историю края.
      7-й класс:
    • 28 часов — на всеобщую историю.
    • 57 часов — на историю России.
    • 17 часов — на историю своего края.

    8-й и 9-й классы (с 2026 года):
    8-й класс:

    • 34 часа на всеобщую историю.
    • 68 часов на историю России.
      9-й класс:
    • 23 часа на всеобщую историю.
    • 45 часов на историю России.

    Обществознание с 9 класса:
    С 1 сентября 2026 года обществознание начнут преподавать с 9-го класса.

    Изменения в ФРП

    В новом приказе Минпросвещения России представлены изменения в федеральных рабочих программах (ФРП) по различным учебным предметам. Вот основные моменты:

    1. Русский язык: добавлено поурочное планирование, требования к результатам обучения, а также элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ. Теперь легче отслеживать, какие темы необходимо будет сдавать на экзамене.
    2. Литература: аналогично русскому языку, введено поурочное планирование и требования для ЕГЭ. Это поможет ученикам и учителям более структурированно подойти к подготовке.
    3. Родные языки и литература: появилась возможность корректировать общее количество часов, и некоторые модули, такие как «Толерантность», были заменены на «Уважение» или исключены вовсе.
    4. Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский): добавлен кодификатор требований и возможность корректировки часов, что позволит образовательным организациям гибко подходить к углубленному изучению языков.
    5. Математика: введены требования для ЕГЭ, а для углубленного уровня появилось новое содержание по курсу «Вероятность и статистика». Это обновление позволит лучше готовиться к экзаменам.
    6. Информатика: добавлены требования к результатам освоения программы и возможность корректировки часов для углубленного изучения. Это делает предмет более гибким и адаптированным к нуждам учащихся.
    7. Физика и химия: также добавлены требования для ЕГЭ, что поможет в подготовке к экзаменам.
    8. Биология: введены кодификаторы требований, которые будут проверяться на ЕГЭ, что сделает подготовку более целенаправленной.
    9. История: обновлено поурочное планирование, что поможет более четко структурировать изучение предмета и подготовку к экзаменам.
    10. Обществознание: добавлены поурочные планы для 10 и 11 классов, а также требования для ЕГЭ. Это сделает процесс обучения более понятным и последовательным.
    11. Физическая культура: введена новая редакция модулей, таких как «Самбо», «Гандбол», «Хоккей», «Городошный спорт» и даже «Компьютерный спорт», что делает уроки более разнообразными.
    12. Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ): корректировки в модуле «Безопасность в социуме» и добавление поурочного планирования обеспечат учащимся более современное и актуальное обучение.
    13. Рабочая программа воспитания: внесены изменения в модули «Классное руководство» и «Профориентация», что поможет более эффективно работать с учениками в плане их воспитания и подготовки к профессиональной деятельности.

    Эти изменения делают образовательные программы более гибкими, адаптированными к современным требованиям и помогают готовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и дальнейшей жизни.

    Организационные моменты учебного процесса

    В новом Приказе Минпросвещения 704 также обновлены организационные моменты учебного процесса. Вот краткое и структурированное описание изменений:

    Учебный план:

    1. Продолжительность учебного года теперь составляет 34 недели. Минимальный объем часов увеличен с 2170 до 2312 часов за 2 года обучения, максимальный — до 2516 часов.
    2. Варианты федерального учебного плана (ФУП) для различных направлений (естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического и технологического) предполагают 2 часа обязательных уроков. Третий час можно проводить за счет части, формируемой самими школами и учениками. Раньше третий час мог браться также за счет внеурочной деятельности или посещения спортивных секций.
    3. Появились рекомендации по домашнему заданию, что сделает нагрузку для школьников более сбалансированной.

    Календарный учебный график:

    1. Учебный график и режим работы теперь школы могут устанавливать самостоятельно, что позволит им более гибко подходить к организации учебного процесса.
    2. Каникулы должны длиться не менее 7 дней, а летние — не менее 8 недель. В случае чрезвычайных ситуаций возможен перенос учебного процесса на лето.
    3. Рекомендуется проводить учебные периоды по 5-6 недель с недельными каникулами. Общая минимальная продолжительность каникул должна быть не менее 126 дней для 10 классов и 42 дня для 11 классов.

    Внеурочная деятельность:

    1. Один час в неделю рекомендуется посвящать занятию «Россия — мои горизонты».
    2. До 4 часов в неделю школьники могут выбирать сами занятия по интересам, 1 час — на организационную деятельность, и еще 1 час — на профориентацию. Школы сами определяют формы проведения внеурочных занятий.

    Эти изменения позволят более гибко организовать учебный процесс и внеурочную деятельность, создавая комфортные условия для учеников и преподавателей.

    Подведем итоги

    В заключение можно отметить, что новые изменения в образовательных стандартах и учебных планах направлены на создание более гибкой и эффективной системы обучения. Увеличение минимального объема часов, самостоятельная корректировка учебных графиков и рекомендаций по домашним заданиям позволят школам лучше адаптироваться к нуждам учеников и реалиям современного мира. Нововведения касаются как обязательных предметов, так и внеурочной деятельности, что способствует всестороннему развитию учащихся и помогает им более осознанно выбирать будущие направления обучения и профессионального развития.

    https://sh32-maxachkala-r82.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/41/oB_IZMENENIYaH_V_FOOP.pdf

    Скачать484 КБ

    Приказ № 704 от 09.10.2024 г

    Вебинар "Обновления в федеральных образовательных программах: что изменится в школах с 1 сентября 2025" | Издательство "Легион" | Дзен

    Вебинар "Обновления в федеральных образовательных программах: что изменится в школах с 1 сентября 2025" | Издательство "Легион" | Дзен

    Проектирование учебного плана на 2025/2026 учебный год

    Вебинар "Проектирование учебного плана на 2025/2026 учебный год" - смотреть видео онлайн от «КИТ» в хорошем качестве, опубликованное 9 июня 2025 года в 5:35:36.

    Организация и преподавание учебных предметов в начальной школе в 2025-2026 учебном году

    Организация и преподавание учебных предметов в начальной школе в 2025-2026 уч. г.

    Преподавание предметов «Русский язык» и «Литература» в 2025-2026 учебном году

    Преподавание учебного предмета "Русский язык"

    Преподавание учебного предмета "Литература"

    Преподавание предметов "Русский язык" и "Литература" в 2025-2026 уч. г.

    Проектные задания по русскому языку и литературе: как гармонично интегрировать в учебный план 2025/2026 учебного года

    Материалы

    Преподавание предмета «Математика» в 2025-2026 учебном году

    Преподавание учебного предмета "Математика"

    Преподавание предмета «Математика» в 2025-2026 уч. году: единое образовательное пространство РФ

    Строим планы вместе: планируем работу учителя математики на 2025/26 учебный год

    Строим планы вместе: планируем работу учителя математики на 2025/26 учебный год

    Преподавание предмета «Информатика» в 2025-2026 учебном году

    Преподавание предмета «Информатика» в 2025-2026 учебном году

    Преподавание предмета «Труд (технология)» в 2025-2026 учебном году

    Преподавание предмета «Труд (технология)» в 2025-2026 учебном году Преподавание предмета "Труд (технология)" в 2025-2026 уч. г.

    Преподавание предмета «Иностранный язык» в 2025-2026 учебном году

    Преподавание учебного предмета "Иностранный язык"

    Преподавание предмета «Химия» в 2025-2026 учебном году

    Преподавание предмета «Химия» в 2025-2026 учебном году

    Преподавание предмета «Биология» в 2025-2026 учебном году

    Преподавание предмета «Биология» в 2025-2026 учебном году

    Преподавание учебного предмета "Биология"

    Преподавание предмета «География» в 2025-2026 учебном году

    Преподавание предмета «География» в 2025-2026 учебном году

    Интеграция проектных заданий в рабочую программу по географии на 2025/2026 учебный год

    Вебинар Интеграция проектных заданий в рабочую программу по географии на 2025/2026 учебный год

    Содержание учебных предметов «История» и «Обществознание»: линии изменения в 2025-2026 учебном году

    Содержание учебных предметов «История» и «Обществознание»: линии изменения в 2025-2026 учебном году

    Интеграция проектных заданий в рабочие программы по истории и обществознанию на 2025/2026 учебный год

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике