МБОУ СОШ № 32
г.Махачкала, Республика Дагестан
  • Образовательные стандарты и требования

    Общая информация об образовательных стандартах организации

    Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

    - единство образовательного пространства Российской Федерации;

    - преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

    Каждый стандарт включает 3 вида требований:

    1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
    2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
    3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

    Каждый стандарт включает 3 вида требований:

    1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

    2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

    3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

    Основные отличительные особенности ФГОС

    Новые подходы к определению  стратегических целей стандартов:

    • Обеспечение развития системы образования, повышения качества образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

    Стратегические задачи разработки  стандартов:

    • Обеспечение социальной консолидации общества.
    • Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства.
    • Обеспечение безопасности личности, общества и государства.
    • Реализация и обеспечение смены ценностных установок образования: от освоения предметов к развитию личности.
    • Организационно-экономическая модернизация образования, обеспечивающая реализацию стандартов.

    Ценностные ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте:

    • гражданская идентичностькак ключевой компонент российской идентичности;
    • идеалы ценностей гражданского общества,в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;
    • патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур;
    • ценности личной, социальной и государственной безопасности;
    • национальное согласиепо основным этапам становления и развития общества и государства.

    Инновационные функции стандарта:

    • Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании.
    • Инструмент формирования социального доверия,    общественного согласия и гражданской консолидации.
    • Инструмент реализации государственной политики в сфере образования.
    • Обеспечение равных возможностей получения качественного образования.
    • Обеспечениепреемственности всех основных образовательных программ.
    • Содействиесохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.
    • Обеспечение единства образовательного пространства страны
    • Формированиекритериальной оценки результатов освоения основной образовательной программы.

    Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования включают в свою структуру требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям и результатам освоения основных образовательных программ, тем самым государство создает гарантии качества образования, единые на всей территории Российской Федерации.

    В сфере общего образования федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования.

    Законом «Об образовании в РФ» предусматривается инклюзивное образование, следствием этого выступает закрепление в федеральных государственных образовательных стандартах специальных требований в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Такие требования предусматривают все федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

    От уровня к уровню меняется соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса:

    Обязательная часть основной образовательной программы составляет:

    • Начальная школа — 80 %
    • Основная школа — 95%
    • Средняя школа – 75 %

    Часть, формируемая участниками образовательного процесса  от общего объёма основной образовательной программы:

    • Начальная школа — 20 %
    • Основная школа — 5%
    • Средняя школа – 25 %

    Обновленный ФГОС с 01.09.2022

    Министерством просвещения Российской Федерации утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно):

    Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании общеобразовательными организациями программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учащихся. 

    Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой общеобразовательной организации, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей). 

    В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. 

    Детализация и конкретизация требований к результатам образовательной программы, зафиксированные на уровне ФГОС, работают на повышение прозрачности образовательной деятельности школы. Общедоступный нормативный документ даёт ответ на вопрос о том, чему должна учить современная российская школа. Таким образом, создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества. 

    Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания. 

    Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование. 

    В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.  

     На пути к переходу к обновленным ФГОС

    Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования"). 

    Методическое сопровождение педагогического сообщества по переходу на обновленный ФГОС

    Создан портал «Единое содержание общего образования» (ссылка: https://edsoo.ru/), на котором представлены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования; примерные рабочие программы по учебным предметам; универсальные кодификаторы; конструктор рабочих программ и методические видеоуроки.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie